О санации банковской системы Российской Федерации

В статье обсуждаются результаты проводимой Центральным банком политики по санации ряда российских коммерческих банков, рассматриваются две схемы проводимой санации, оцениваются ее результаты

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРУПНЫХ БАНКОВ ПО ПЕРВОЙ СХЕМЕ

Центральный банк восстанавливает крупные банки — 23 банка из 29 санируемых кредитных организаций по состоянию на 01.03.2018 года имели активы свыше 20 млрд. рублей и входили в топ-200 крупнейших кредитных организаций России. Что касается небольших банков, то Центральный банк предпочитает отзывать их лицензии.

С 2013 по 2017 год ЦБ отозвал лицензии почти у 300 банковских учреждений. Пик отзыва лицензий пришелся на 2015 и 2016 годы, когда Центробанк отозвал 93 из 97 банковских лицензий соответственно. В результате, общее количество банков сократилось на четверть. Между тем, количество убыточных организаций сократилось незначительно, и на 1 марта 2018 года составляют 25% от общего числа

В 2017 году количество отзывов лицензий сократилось до 50. Вероятно, причина заключалась в том, что крупные банки, включая системно значимый банк "Открытие" из топ-10, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. В результате Центральный банк был вынужден переключить свое внимание на механизм санации. С сентября 2017 года по конец года в 5 банках была объявлена санация. Кроме того, была разработана новая схема этого механизма

Предыдущий реабилитационный механизм осуществлялся через Агентство по страхованию вкладов, которое получало кредиты от Банка России, а затем предоставляло их на конкурсной основе банкам-инвесторам.

НОВАЯ СХЕМА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

В рамках новой схемы, которая была утверждена в середине февраля 2017 года, санация осуществляется самим Центральным банком посредством использования ресурсов Фонда консолидации банковского сектора. Целью восстановления является продажа банка частному владельцу.

Важным преимуществом старой схемы было то, что восстановление осуществлялось частным инвестором.

Однако эта модель подверглась критике со стороны Центрального банка. Не все инвесторы эффективно используют кредиты, а некоторые проекты даже негативно влияют на финансовое положение самих инвесторов. Тот факт, что три банка, проводившие санацию, вскоре сами столкнулись с серьезными финансовыми проблемами (это банки "Открытие", "Бинбанк" и "Промсвязьбанк"), а также тот факт, что в начале 2017 года только в 14 кредитных организациях из 43 были завершены процедуры финансового оздоровления, подтвердили неэффективность предыдущей схемы.

ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОЙ СХЕМЫ

Новая схема имеет ряд преимуществ, таких как возможность регулятора быстро убрать негативный информационный фон и остановить отток вкладчиков. Например, после объявления ЦБ о введении временной администрации в банке "Открытие" отток средств от юридических лиц замедлился более чем в три раза, а физические лица прекратили вывод своих средств (за месяц их объем вывода уменьшился на 1 млрд. рублей).

НЕДОСТАТКИ НОВОЙ МОДЕЛИ

Однако у схемы есть и недостатки. Во-первых, концепция новой схемы предполагает переход частных банков в государственную собственность. Именно поэтому доля государства в банковском секторе будет увеличиваться. В начале 2018 года эта доля составляла уже около 70% по сравнению с 41% в 2008 году. Преобладание государственной собственности в банковском секторе, с одной стороны, делает систему более надежной, с другой стороны, она становится менее гибкой и более уязвимой для будущих кризисов.

Во-вторых, продолжится монополизация банковского сектора. В 2017 году прибыль банковского сектора снизилась на 15%. Однако 85% от этого показателя (674 млрд. руб.) составила чистая прибыль Сбербанка, которая увеличилась на 30%. Прибыль ВТБ составила 104 млрд. рублей. По сравнению с предыдущим годом этот показатель почти удвоился. Это подтверждает тот факт, что крупнейшие государственные банки имеют преимущество за счет проводимой политики финансового оздоровления. Если, кроме Сбербанка и группы ВТБ, в России появится третья государственная банковская группа из тех, которые сейчас санированы Центробанком, то малые частные банки перестанут быть конкурентоспособными.

В-третьих, высокие затраты на санацию. В частности, ЦБ потратил 456 млрд. рублей на капитализацию банка "Открытие", и эта сумма в 2018 году продолжала расти. Очевидно, будет проблематично компенсировать эти затраты путем продажи доли Центрального банка частным игрокам. Найти покупателя на такие гигантские проблемные банки в обозримом будущем будет крайне сложно.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Учитывая результаты текущей политики финансового оздоровления, можно выделить некоторые тенденции.

Наиболее очевидным является увеличение концентрации активов и капитала в банковском секторе. По данным ЦБ, в начале 2018 года доля активов пяти крупнейших российских банков в активах всей банковской системы составил 56%. Это результат масштабного восстановления лицензий.

Следствием повышения концентрации стало усиление монополизации в банковском секторе. Об этом свидетельствует изменение ряда показателей состояния банковского сектора, согласно которым банковский сектор, находясь в состоянии монополистической конкуренции, приближается к монополии.