Исламского банкинг (часть 1)

Распространено мнение, что исламский банкинг — это просто беспроцентная финансовая структура. Но, на самом деле, экономика исламских банков — это целостная система социальной и экономической справедливости. Она касается прав собственности, системы стимулирования, распределения ресурсов, экономической свободы и принятия решений, а также надлежащей роли правительства.

Один из основных аргументов западных банкиров в дискуссии с исламскими экономистами состоит в том, что сбережения и инвестиции скоро иссякнут, если проценты по ним не будут выплачиваться. Это связано с определением "нормы процента" и "нормы прибыли". Но в исламском банкинге запрещена только фиксированная или предопределенная доходность сбережений или сделок, а не какая-то неопределенная норма, такая как получение прибыли вообще.

Современные обоснования процентной ставки

Современные экономисты разработали много аргументов, чтобы оправдать процентную ставку.

Один из аргументов заключается в том, что проценты являются вознаграждением за сбережения; компенсацией, которую должник выплачивает кредитору за временную потерю последним использованного капитала.

Другой аргумент заключается в том, что проценты — это плата за потерю стоимости денег из-за инфляции. Товары, которые хочет приобрести вкладчик, будут стоить дороже в будущем, поэтому он имеет право взимать арендную плату за использование своего кредита.

Теория, согласно которой процентная ставка защищает сбережения от инфляции, не объясняет, почему норма ставки, тем не менее, всегда выше уровня инфляции, и не ставит под сомнение утверждение, что инфляция является причиной процентной ставки. Эти теории также не отвечают на вопрос, почему процентная ставка должна быть регулятором спроса и предложения денег на рынке. Почему должны выплачиваться проценты за отсрочку пользования текущими благами или за воздержание от уменьшения текущего капитала, который в противном случае был бы уменьшен разрушительным воздействием времени и потребления?

Основы исламского банкинга

Чтобы иметь право называться Исламской банковская система должна избегать взимания процентов. Следовательно, большая часть литературы по теории исламского банкинга выросла из вопроса о том, как функционировала бы денежная и банковская система, если бы проценты были отменены законом.

Другой Исламский принцип заключается в том, что не должно быть вознаграждения без риска. Этот принцип применим как к труду, так и к капиталу. Поскольку оплата труда не допускается, если она не применяется к труду, то вознаграждение за капитал не должно допускаться, если он не подвержен коммерческим рискам.

Рассмотрим двух человек, один из которых обладает капиталом, но не имеет специальных навыков в бизнесе, в то время как другой обладает управленческими навыками, но не обладает капиталом. Они могут сотрудничать любым из двух способов:

  • - Долговое финансирование (западная кредитная система). Бизнесмен-владелец капитала должен получить назад свою основную и дополнительную сумму по фиксированной ставке, называемой процентной ставкой, в качестве компенсации за расставание с ликвидностью на фиксированный период. Требование кредитора о погашении основного долга плюс выплата процентов вступает в силу только по истечении этого срока. Эта сумма причитается ему независимо от того, получил ли бизнесмен прибыль, используя заемные деньги, или нет. В случае убытка, заемщик должен погасить основную сумму кредита, а также начисленные проценты за счет собственных средств, в то время как собственник капитала ничего не теряет. Ислам считает это несправедливой сделкой;
  • - Мудараба (исламский путь). Эти два лица сотрудничают друг с другом на основе партнерства, в рамках которого владелец капитала предоставляет капитал, а другая сторона вкладывает свои управленческие навыки в бизнес. Собственник капитала не участвует в фактическом повседневном функционировании предприятия, но волен оговаривать определенные условия, которые он может счесть необходимыми для обеспечения наилучшего использования своих средств. По истечении определенного срока (срок расторжения договора или такой срок, когда от бизнеса будет получена прибыль) собственник капитала возвращает свою основную сумму вместе с заранее согласованной долей прибыли.

Соотношение, в котором общая прибыль предприятия распределяется между собственником капитала и руководителем предприятия, определяется и взаимно согласовывается на момент заключения договора до начала реализации проекта. В случае убытка все потери несет собственник капитала, а основной капитал уменьшается на сумму убытка. Именно риск потери дает право владельцу капитала на долю в прибыли. Менеджер не несет никаких финансовых потерь, потому что он потерял свое время, и его работа была потрачена впустую. Это, по сути, принцип Мударабы.

Плюсы Мударабы

Существует, по крайней мере, три причины считать отношения Мударабы более справедливыми, чем общепринятые сейчас отношения между кредитором и должником:

  • - Обе стороны договариваются о соотношении, в котором прибыль будет распределяться между ними;
  • - Отношение к обеим сторонам является единообразным в случае потери, поскольку, если лицо, предоставляющее капитал, страдает от сокращения своего основного капитала, управляющий лишается вознаграждения за свой труд, время и усилия;
  • - В случае нарушения соглашения обе стороны пользуются равными правами. Если менеджер нарушает какое-либо из предусмотренных условий, или если он не работает, или способствует причинению убытков бизнесу по небрежности или плохому управлению, он должен будет нести ответственность за безопасное возвращение всей указанной суммы. Если, с другой стороны, поставщик капитала нарушает какое-либо из предусмотренных условий, например, выводит свои средства до установленного срока, или не предоставляет часть или полные средства в заранее оговорённое время и т.д., он должен будет заплатить менеджеру вознаграждение, эквивалентное тому, что он заработал бы на аналогичной работе.