Интернет вещей

В статье рассматриваются новые реалии нашей жизни, связанные с появлением интернета вещей, обсуждаются его особенности, перспективы, которые открываются с его появлением. Также узнаем о корнях этого понятия, его развитии и значении в современном обществе.

Как все начиналось

Идея Интернета вещей возникла довольно давно. Можно даже вернуться очень далеко назад, в конец предыдущего тысячелетия, где RFID (способ автоматической идентификации объектов) был ключевым направлением развития Интернета вещей и термин Интернет вещей был придуман в контексте RFID и NFC (коммуникации ближнего поля). В результате технология RFID использовалась для отслеживания элементов в различных операциях, таких как управление цепочками поставок и логистикой.

Корни происхождения Интернета вещей выходят за рамки не только RFID. Можно вспомнить о сетях "машина-машина" (M2M). Или о банкоматах, которые подключены к межбанковским сетям, так же как и точки продаж терминалов, где клиент платит с помощью своих банковских карт. Решения M2M для банкоматов существуют уже давно, как и RFID. Эти более ранние формы сетей, подключенных устройств и данных — это то, откуда происходит Интернет вещей. Но это еще не Интернет вещей.

Определение понятия «Интернет вещей»

Интернет вещей (IoT) – это сеть вещей, которые подключены к интернету. Эти вещи включают устройства управления IoT и физические активы с поддержкой IoT. Их номенклатура простирается от столовых приборов до сельскохозяйственной продукции, поголовья скота, урожая, промышленного оборудования, роботов и т.д., в которых имеются специальные датчики.

Интернет вещей описывает целый ряд протоколов, архитектур и технологий сбора и анализа данных, посредством которых устройства и предметы, даже живые существа (приборы, одежда, животные и др.), которые оснащены датчиками, специально разработанным программным обеспечением и/или другими цифровыми электронными системами, подключены к Интернету и/или к другим сетям через уникальный IP-адрес или URI для достижения определенных социальных, промышленных, деловых и/или общечеловеческих целей. Ключевым является то, как данные добываются, анализируются и объединяются в информационные цепочки для выполнения какой-либо определённой задачи (например, для увеличения прибыли). На самом деле истинная ценность Интернета вещей заключается в том, что он позволяет использовать совершенно новые источники и типы данных для совершенно новых бизнес-моделей, идей, форм взаимодействия, образа жизни и др.

На самом деле, к интернету можно подключить практически все. Вопрос не в том, что можно подключить, а почему это необходимо сделать: с какой целью, какие нужны результаты. Хорошо, если есть много потенциальных целей, которые помогают определить, какие вещи можно подключить, чтобы обмениваться, например, информацией о них через Интернет, а какие – нельзя.

Характер IoT

Некоторые варианты использования IoT существуют в разных областях (имеют горизонтальный характер), другие имеют более вертикальный характер (используются в одной отрасли). Например, отслеживание (определение места пребывания) чего-либо или кого-либо является универсальным вариантом использования, но IoT также может помочь отследить контейнеры на огромном грузовом корабле.

Возможности Интернета вещей

IoT является важным драйвером для инноваций, ориентированных на клиентов, оптимизации и автоматизации различных процессов на основе цифровой трансформации, НИОКР и совершенно новых приложений, бизнес-моделей и т.д.

IoT простирается все дальше и становится все более популярным из-за снижения затрат на датчики, поддерживающие технологии и сети.

К основным тенденциям развития IoT на ближайшие годы можно отнести:

  • - Развертывание все большего числа моделей и решений IoT как услуг в крупных компаниях;
  • - Активное развитие IoT на основе конвергенции Blockchain и интернета вещей IoT;
  • - Рост роли искусственного интеллекта и аналитики в реальности IoT;
  • - Расширение интеграции Информационных (ИТ) и операционных технологий (ОТ) в промышленном Интернете вещей, но при этом необходимо будет решать проблемы кибербезопасности;
  • - Стремительный рост потребительского рынка IoT;
  • - Увеличение объема инвестиций в IoT для стимулирования роста Интернета роботизированных вещей, облачных вычислений и 5G.

IoT за счет внедрения 5G к 2021 году заставит 70 процентов крупнейших публичных компаний из мирового ТОР-2000 потратить 1,2 миллиарда долларов на управленческие решения для 5G- связи. Рыночный потенциал 5G огромен, как и возможности, которые он предлагает, переопределяя саму концепцию мобильности, и повышая повсеместную возможность подключения IoT.