Пути развития и перспективы электронной коммерции

Учитывая гигантский, просто космический рост электронной коммерции в последние годы, многие аналитики, экономисты и потребители спорили о том, не уничтожит ли онлайн-рынок B2C традиционные магазины. Ведь нет никаких сомнений в том, что интернет-магазины растут значительно более высокими темпами.

Данные исследований

Исследование BigCommerce показало, что покупатели в развитых странах примерно поровну делят свои покупки между онлайн-и офлайн-магазинами. При этом 51% американцев предпочитают электронную коммерцию и 49% предпочитают традиционные магазины. Тем не менее, 67% жителей ХХI века предпочитают покупки в Интернете. По данным Forbes, 40% таких граждан уже используют голосовых помощников для совершения покупок, и ожидается, что к 2020 году их число превысит 50%.

Примером влияния электронной коммерции на физическую розницу является Черная пятница, наступающая после Дня Благодарения, и Кибер-Понедельник в Соединенных Штатах. Согласно маркетинговым данным Rakuten, в 2017 году в Кибер-Понедельник зафиксирован объем продаж, превышающий объем продаж в Черную пятницу на 68%. А Черная пятница традиционно считается крупнейшим ежегодным днем покупок.

Почти 40% продаж в Черную пятницу прошли через мобильные устройства, почти на 10% больше, чем в предыдущем году, что свидетельствует о том, что электронная коммерция становится мобильной и превращается в m-commerce.

Мобильная коммерция

M-commerce является одним из видов электронной коммерции, который особенно бурно развивается. Мобильная коммерция показывает сделки онлайн-продаж, сделанные с помощью мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. M-commerce включает в себя мобильные покупки, мобильный банкинг и мобильные платежи. Мобильные чатботы также предоставляют возможности электронной коммерции предприятиям, позволяя потребителям совершать транзакции с компаниями с помощью голосовых или текстовых коммуникаций.

Приложения для электронной коммерции

Электронная коммерция осуществляется с использованием различных приложений, таких как электронная почта, онлайн-каталоги, EDI, веб-сервисы и мобильные устройства. Она включает в себя деловые и информационно-пропагандистские мероприятия, такие как использование электронной почты для рекламы, обычно рассматриваемой потребителями как спам, рассылку подписчикам на мобильные устройства электронных бюллетеней и SMS-текстов. Все больше компаний теперь пытаются раскрутить потребителей на покупки непосредственно в Интернете, используя такие инструменты, как цифровые купоны, маркетинг в социальных сетях и целевые рекламные объявления.

Преимущества электронной торговли заключаются в ее круглосуточной доступности, высокой скорости общения в интернете, доступности товаров и услуг для потребителей, международный охват. К недостаткам электронной коммерции можно отнести нефирменное обслуживание клиентов, отсутствие возможностей для потребителей о покупки видеть или прикасаться к товару, иногда большое время ожидания доставки товара.

Рост электронной торговли вынудил ИТ-персонал рассмотреть проблемы, которые стали беспокоить клиентов: конфиденциальность и безопасность покупок через Интернет. При разработке ИТ-систем и приложений для электронной торговли необходимо учитывать нормативные акты по соблюдению правил конфиденциальности и неразглашении персональной информации, использовать протоколы защиты информации.

Государственное регулирование электронной торговли

В Соединенных Штатах к числу основных учреждений, регулирующих деятельность в области электронной торговли, относятся Федеральная торговая комиссия (ФТК) и Совет по стандартам безопасности индустрии платежных карт (ССБПК). ФТК контролирует такие виды деятельности, как интернет-реклама, контент-маркетинг, обеспечение конфиденциальности клиентов, в то время как ССБПК разрабатывает стандарты и правила, включая соблюдение стандартов безопасности данных ССБПК, в которых излагаются процедуры надлежащей обработки и хранения финансовых данных потребителей.

Для обеспечения безопасности, конфиденциальности и эффективности электронной торговли предприятия должны обеспечивать аутентификацию бизнес-транзакций, контролировать доступ к таким ресурсам, как веб-страницы для зарегистрированных или избранных пользователей, шифровать сообщения и внедрять технологии безопасности, использовать двухфакторную аутентификацию.