Об электронной торговле (часть 1)

В 2018 году объем электронной торговли составил 15% розничных продаж в Северной Америке, 23% в Китае и принес более $2,000 миллиардов по всему миру. Можно с уверенностью сказать, что сама электронная торговля уже не является только тенденцией. Однако это не означает, что в отрасли электронной торговли нет важных тенденций, о которых должны знать и использовать предприятия электронной торговли.

Определение понятия

Электронная торговля (e-commerce) представляет собой куплю-продажу услуг и товаров или передачу данных по электронной сети, главным образом, через Интернет. Эти бизнес-транзакции происходят либо как бизнес-бизнес (B2B), бизнес-потребитель (B2C), потребитель-потребитель или потребитель-бизнес. Термины "электронная торговля" и "электронный бизнес" часто используются взаимозаменяемо. Термин e-tail также иногда используется в отношении транзакционных процессов для интернет-магазинов.

История электронной коммерции

Зарождение электронной торговли можно проследить с 1960-х годов, когда организации начали использовать электронный обмен данными (ЭОД) для передачи деловых документов в другие компании. В 1979 году американский Национальный институт стандартов разработал ASC X12 в качестве универсального стандарта для обмена документами через электронные сети.

После того как в 80-х годах прошлого века число индивидуальных пользователей, обменивающихся электронными документами, увеличилось, рост eBay и Amazon в 90-х годах прошлого века произвел революцию в индустрии электронной торговли. Теперь покупатели могли приобретать бесконечное количество товаров в Интернете, в онлайн-магазинах, обычных магазинах с возможностями электронной торговли или друг у друга.

Виды электронной торговли (e-commerce)

Электронная торговля (e-commerce) Business-to-Business между организациями (B2B) означает онлайн-обмен услугами, товарами или информацией между организациями. В качестве примеров можно привести онлайновые веб-сайты по обмену товарами, дающие организациям возможность осуществлять поиск услуг, товаров и информации, и проводить операции с помощью интерфейсов электронных закупок.

В 2017 году Forrester Research предсказал, что рынок электронной торговли (e-commerce) B2B в США к 2021 году достигнет $1,1 трлн., что составляет 13% всех продаж B2B в стране.

Виды электронной торговли

Электронная торговля Business-to-consumer (B2C) представляет собой розничную часть онлайн-торговли. В этом случае, предприятия продают услуги и/или товары непосредственно покупателям. Это название стало популярным во время бума доткомов в конце 90-х годов, когда интернет-магазины и онлайн-продавцы товаров только появились.

Сегодня в Интернете существует бесчисленное множество виртуальных торговых точек и торговых центров, продающих все виды потребительских товаров. Наиболее известным примером таких сайтов является Amazon, который доминирует на рынке B2C.

Электронная торговля Customer-to-Customer (C2C) — это вид электронной торговли, в которой покупатели осуществляют взаимную торговлю в Интернете друг с другом. Эти транзакции обычно осуществляются через посредника, который обеспечивает электронную платформу для осуществления транзакций.

Онлайн-аукционы и рекламные объявления – яркий пример платформ C2C, причем eBay и Craigslist являются двумя самыми популярными. Поскольку eBay — это бизнес, то эту форму электронной торговли можно также назвать C2B2C-покупатель-бизнес-покупатель.

Электронная торговля Customer-to-Business (C2B) — это вид электронной торговли, когда покупатели продают свои товары компаниям онлайн, то есть через интернет. Примером функционирования C2B является бизнесмен, который продает медиа, элементы дизайна, такие как iStock.

Электронная торговля Business-to-administration (B2A) представляет собой сделки, проводимые через Интернет, между фирмами и правительственными учреждениями. Чиновники весьма часто зависят от электронных услуг/товаров, особенно когда речь идет о юридических документах, вопросах занятости и др. Организации могут предоставлять их в е-виде. Объем услуг электронной торговли B2A значительно вырос в последние годы, поскольку активно расширятся функционал электронного правительства.

Электронная торговля покупатель-администрация (C2A) означает операции, осуществляемые в режиме онлайн, между отдельными покупателями и органами государственного управления. Правительство редко покупает товары или услуги у граждан, однако граждане часто используют электронные средства для мониторинга здоровья, заполнения налоговых деклараций и т.д.