Что характеризует абсолютно конкурентный рынок. Часть 1

В продолжении статьи об абсолютно конкурентном рынке мы рассмотрим три его характеристики. Они помогут понять модель этого рынка и условия, в которых находятся его участники.

4. Свободный вход и свободный выход

Ещё одной характерной чертой рынка с совершенной конкуренцией является свободный вход продавца на этот рынок и свободный выход из него. Это означает, что любая новая фирма может выйти на рынок, то есть участвовать в производстве и продаже товара. Кроме того, любая существующая компания может свободно покинуть этот рынок. Однако свободный вход и свободный выход будут возможны только в долгосрочной перспективе.

Естественно, что фирма, которая намеревается выйти на рынок, должна будет иметь или приобрести вполне определённые (в частности, финансовые) ресурсы, что часто невозможно в краткосрочной перспективе. С другой стороны, фирме, решившей уйти с рынка, придется ждать, пока она не сможет избавиться от своих товарных запасов, производственных и торговых площадей и т. д., а это потребует определенного времени.

Предположение о свободном входе и свободном выходе из рынка подразумевает, что если в краткосрочной перспективе фирмы будут в состоянии заработать больше, чем нормальная прибыль, то в долгосрочной перспективе общее количество компаний в отрасли увеличится. Следовательно, предложение продукта будет увеличиваться, цена на него будет падать, и в долгосрочной перспективе (в конечном счете) цена на товар выравняется, и фирмы смогут получать только нормальную прибыль.

С другой стороны, если в краткосрочной перспективе существующие фирмы не смогут получать даже нормальную прибыль и понесут убытки, то в долгосрочной перспективе эти фирмы уйдут из этого рынка.

Следовательно, предложение продукта будет падать, а его цена будет расти до тех пор, пока все еще работающие на рынке фирмы не смогут снова подняться до положения, когда они будут получать нормальную прибыль. Таким образом, благодаря такой характерной черте, как свободный вход и свободный выход на рынок, фирмы, находящиеся в условиях совершенной конкуренции, смогут в долгосрочной перспективе получать только нормальную прибыль.

5. Мобильность товаров

Здесь предполагается, что товары, производимые фирмами, являются абсолютно мобильными (то есть могут быть легко перемещены из одного места в другое и одинаково представлены на всех существующих рынках). В этом случае, цены на них должны быть одинаковыми для всех фирм. Если в каком-то месте на эти товары установятся более низкие цены, они будут там изъяты из оборота, и перевезены на другую территорию, где на них установились более высокие цены.

В результате, предложение первой фирмы уменьшится, а второй – увеличится. Следовательно, в первом случае цены на товары будут расти, а во втором — снижаться. Если процесс будет продолжаться то, в конечном счете, все фирмы должны будут покупать и продавать все товары по одинаковым ценам. В этом случае, конкуренция между фирмами снова будет идеальной.

6. Стоимость производства — единственная стоимость

Наконец, предполагается, что при продаже товара у конкурентоспособных фирм существуют только издержки на его производство, и им не приходится нести такие расходы, как расходы на транспорт, рекламу и т.д.

Если это справедливо, то покупатели прекрасно осознают причины однородности и уникальности цены продукта, который производят фирмы. И фирмы, со своей стороны, также знают, что у них нет никаких законных способов повлиять на выбор покупателей в пользу их продукции.

Это предположение подразумевает, что фирмы несут одинаковые накладные расходы, такие, как реклама или транспорт, и, соответственно, стоимость продукта определяется только стоимостью его производства.

Другими словами, это подразумевает, что при одинаковой эффективности фирм стоимость (в данном конкретном случае это будет себестоимость) производимой ими продукции должна быть одинаковой при любом конкретном объеме этой продукции. Можно отметить, что это свойство согласуется с понятием конкуренции.

Делаем выводы

Из вышеизложенного ясно, что фирма, находящаяся в условиях совершенной конкуренции, не сможет получить большую прибыль, если попытается увеличить цену на свой продукт по сравнению с рыночной, так как не найдёт ни одного клиента, который захочет платить эту повышенную цену. С другой стороны, ей невыгодно продавать его по более низкой цене, если клиент готов платить более высокую цену, которая установилась на рынке. Из этого следует, что при абсолютной конкуренции, то есть при выполнении перечисленных выше условий, на рынке будет единая цена, и любая фирма может быть уверена, что она сможет продать любое количество своего товара по этой цене.