Что характеризует абсолютно конкурентный рынок. Часть 1

В статье рассматривается идеальный абсолютно конкурентный рынок, обсуждается, какие факторы и почему делают его таким, насколько он отличается от реального рынка.

Основные характеристики абсолютно конкурентного рынка

Приведем и обоснуем шесть характеристик, которые требуются для создания и функционирования абсолютно конкурентного рынка:

  • - большое количество покупателей и продавцов;
  • - однородный по качеству продукт;
  • - совершенное знание покупателей и продавцов о рынке;
  • - свободный вход на рынок и свободный выход;
  • - мобильность продуктов, продаваемых на рынке;
  • - стоимость производства — единственная стоимость продуктов.

Почему именно эти характеристики? Давайте обсудим их по порядку. В первой части статьи мы рассмотрим три основных характеристики.

1. Большое количество покупателей и продавцов на рынке

На абсолютно конкурентном рынке количество покупателей и продавцов должно быть большим. Однако нет жесткого правила о том, насколько "большим" должно быть это количество. Но оно должно быть таким, чтобы каждый покупатель покупал в среднем ничтожно малую долю от общего количества присутствующего на рынке товара, и каждый продавец также в среднем продавал ничтожно малую долю этого товара.

Суть этого предположения в том, что если каждый покупатель приобретает малую часть от общего количества купленного и проданного, то он не сможет оказывать заметного влияния на рыночную цену товара.

Например, он может захотеть купить товар по меньшей цене, чем определяет рынок, а, в случае, если продавец откажется снижать цену, он откажется от покупки. Ему это не удастся, так как из-за большого числа покупателей на рынке всегда найдётся тот, кто купит у этого продавца товар по более высокой рыночной цене. Рыночный спрос на товар не изменится, так как малый объем его закупки на него не повлияет.

Другое дело, если бы число покупателей было незначительным, или если бы каждый покупатель был бы в состоянии купить значительную часть общего количества товара. В этом случае, если бы покупатель отказался покупать товар без снижения цены, спрос на него мог бы снизиться, и это привело бы к падению цены. То есть, в этом случае покупатель мог бы повлиять на определение цены, и добиться снижения цены своими индивидуальными действиями.

Из вышесказанного следует, что если число покупателей велико и каждый из них покупает малую толику общего объема представленного на рынке товара, то ни один покупатель не сможет повлиять на определение рыночной цены в свою пользу. Ему придется принимать цену продукта как она есть, т. е. принимать существующие цены. Это следствие предположения о том, что на совершенно конкурентном рынке должно быть большое количество покупателей.

Аналогичным образом, если каждый продавец продает небольшую часть от общего количества товара, представленного на рынке, то ни один из них не сможет повлиять на изменение рыночной цены продукта. Ведь если какой-либо продавец попытается взимать более высокую цену за свой товар и откажется продавать его по существующей рыночной цене, покупатель просто пойдёт к другому продавцу. Продавец останется в убытке, так как риск неполучения небольшого дополнительного дохода от продажи малой партии товара будет для него выше возможности получить за свой товар хоть что-то из-за большого количества продавцов-конкурентов, предлагающих товар по нормальной рыночной стоимости. Следовательно, и в этом случае цена продукта не будет расти.

С другой стороны, если бы на рынке было небольшое количество продавцов товара, и каждый из них продавал бы значительную часть общего продукта, то ситуация на рынке бы была другая. В этом случае, если какой-либо продавец захочет взимать более высокую цену и, в случае отказа покупать, отзовет с рынка свой товар, который составляет значительную его часть, общее предложение значительно сократится, в результате чего цена товара возрастет.

При значительном числе продавцов на рынке ни один из них не может оказывать индивидуальное влияния на процесс определения цены. То есть, как и покупатели, продавцы также вынуждены принимать рыночную цену продукта как фиксированную.

2. Однородный продукт

Предполагается, что на идеально конкурентном рынке фирмы производят и продают однородный по своим характеристикам продукт. Другими словами, на конкурентном рынке покупатели не делают различий между продавцами. Они принимают продукты всех продавцов как однородные, или идентичные.

Соответственно, покупатели не отдают предпочтения какому-либо конкретному продавцу (продавцам). Им все продавцы кажутся одинаково предпочтительными. Вот почему на идеально конкурентном рынке продавцы не только продают одинаковый однородный продукт, но и ведут себя одинаково.

3. Совершенное знание рынка

Предполагается, что на идеально конкурентном рынке покупатели и продавцы обладают абсолютными знаниями об условиях, существующих на рынке. Это предположение было сделано потому, что если покупатели не имели бы представления о цене товара, то некоторые продавцы могли бы воспользоваться этой возможностью, чтобы взимать более высокую цену на свою продукцию.

Следовательно, рынок столкнется с обстоятельствами, когда некоторые продавцы берут относительно большие цены, а некоторые — относительно меньшие за свои товары. В этом случае, не было бы ничего похожего на "конкурентную" рыночную цену продукта. Это несовместимо с концепцией совершенной конкуренции.

Продавцы также должны обладать совершенными знаниями о рыночных условиях. Иначе некоторые из них будут продавать продукт по более низкой или более высокой цене, чем другие, просто по незнанию. В таких условиях на рынке также не будет сформирована средняя рыночная цена.